среда, 16 января 2019 г.

Месяц беспробудного дня (путешествие по северу Норвегии, 2016 год) Часть 5. Naturhuset.

<<< Предыдущая серия        Следующая серия >>>

Пока я тусил в Салтсрёумене я постоянно списывался с ребятами живущими в прекрасном купольном доме на острове Сандорнойа. Они сообщили мне, что скоро из Будё поедет их друг и соратник на своей большой машине и я могу добраться к ним вместе с ним.
Я просто вышел на трассу и стал ждать.
Через некоторое время действительно подъехал веселый рыжебородый парень и мы помчались между горами и фьордами.
Дорога тут была причудлива и проходила около весьма высоких и отвесных скал.
Примерно через пол часа мы добрались до места.
Здесь меня радобстно встретила Ингрид, хозяйка купольного дома.
Она показала мне отдельно стоящий домик, в котором я могу разместиться на время проживания здесь.


Это вид из домика, где я разместился.

Вид на купол со стороны моря.


Когда я путешествовал по северу, я списывался с ней я выяснял как я могу у них пожить. Я хотел пробыть здесь 3-4 дня чтоб изучить их проект дома и помочь им по хозяйству.
Мы попили чаю и я сразу стал напрашиваться на помощь. Мне объяснили что нужно сделать на участке, я переоделся и начал возить песок с пляжа который был прямо здесь на их участке и высыпать его в специальную канаву вокруг грядок.
Через некоторое время я почувствовал что упахался. Песок на тачке нужно было толкать вверх.
И как раз тут Бенджамин (хозяин дома) позвал меня перекусить. Это было очень кстати.
Тут мы начали подробней узнавать друг о друге.
Ингрид была очень воодушевлена и сразу стала расспрашивать меня про "Звенящие кедры России". Но когда я сказал, что не являюсь членом этой организации, радость Ингрид стала угасать. 
Я сказал что когда-то читал книги Мегре, но так и не дочитал первую книгу до конца. Я сказал что видимо много хороших идей высказано в книге, раз народ так воодушевлять  ими. Но я не уверен насколько это правда и насколько идеи реальны для жизни.
Ингрид рассказала мне что к ним приезжали уже множество людей и в том числе из России которые увлечены идеей Анастасии  об устройстве своего хрзяйства. Что они с Бенджамином получили множество ценных советов от этих людей. Сейчас  люди по всему миру расправилась идеи высказанные в книгах Мегре.
Тогда я молча дал себе слово что когда приеду прочитаю все книги чтоб понять что там за хитрые идеи (позже я прочитал их все, вернее послушал их).
Потом мы немного пообщались про пермокультуру про экологию и нравственность.

Ингрид и Бенджамин


Ингрид и Бенджамин живут здесь на острове с малых лет и знают друг друга давно.
Ингрид отучилась в медицинском техникуме, а Бенджамин в техническом.
Оба они занимаются йогой и пропагандируют здоровый образ жизни.
У них уже четверо детей.
Вся семья чистые веганы. Они едят только фрукты овощи и орехи. Никакой животной пищи типа мяса рыбы птицы яиц молока и молочной продукции. Даже масла. И даже растительные масла выбирают очень внимательно.
Они очень хотели построить свой дом по принципу солнечных домов и долго искали место для постройки. Искали они место с учётом принципов заложенных в книгах про Анастасию. Чтобы на участке была и вода и лес и полянка. Надо сказать что в Норвегии много таких мест. Но вся земля в частной собственности и найти в продаже такую не легко.
Но им повезло и они нашли такую именно здесь на родном острове.
Раньше Ингрид работала медсестрой и параллельно вела мастер классы по йоге и по йогическому питанию.
 Теперь она занимается только домом огородом и иногда помогает сестре ухаживать за лошадьми. Кроме этого периодически обслуживает экскурсии и группы приехавшие на йога ретриты. она готовит им веганскую еду. И по прежнему ведёт группы по йоге и мастер классы по веганской кухне.
Бенджамин работает на ферме по выращиванию рыбы и также ведёт мастер классы по саманному домостроению и по лепке из глины. Помогает вести йога группы и веганские курсы.
Около года они с Ингрид разрабатывали проект дома. За основу был взят принцип солнечных домов которые уже продвигает швед Anders Solvarm (http://www.greenhouseliving.se/en/). Они ездили к нему в гости и выяснили все детали.
Когда они начали строить дом родители и все родственники поддерживали и помогали им как могли. И после того как они собрали основной купол и начали дом строить под ним сестра Ингрид Сандра и ее муж Оле-Мартин тоже решили построить себе круглый дом. Но они заказали себе готовый проекта и строили им фирменные строители.

Солнечный дом


Теперь про сам дом. В общем как видно что это стеклянные купол под которым дом из самана.
Но вот так снаружи не все видно и не все понятно. На самом этот дом целая система жизнеобеспечения для хозяев. Система с минимальным выбросами в окружающую среду.
На первом этапе постройки дома были проведены земляные работы.
Вдоль всего участка была проложена труба большого диаметра для подогрева свежего воздуха. В этой же канаве проложена канализационная труба в конце трубы сооружен дренажный колодец.
У дома был сделан бетонный фундамент с подвальным помещением в котором размещены ёмкости для переработки канализационных стоков. Тут же сооружены входные вентиляционные каналы, электрический распределительный щиток и автоматика.
Также тут расположена мастерская для Бенджамина и кладовка для продуктов. И.к. семья веганские то хранятся тут в основном орехи и семена растений.
На бетонный фундамент установлен стеклянный купол с алюминиевыми ребрами. Купол был заказан в Британской фирме, которая специализируется на изготовлении конструкции для арктических станций. Стекла у таких конструкций пуленепробиваемые. Их невозможно резать но и не возможно разбить. Алюминий толщиной около 5 мм. Тоже выдерживает большие нагрузки. Этот купол способен выдержать ураганные ветра. Удары мелких камней, давление снега до 2 метров над верхушкой.
Долговечность такой конструкции более 100 лет.
Но это самый дорогой элемент всего дома.









помосты поверх утеплителя грунта под куполом.




На втором этаже несколько детских комнат.




на третьем этаже площадка для занятия йогой.


Очень приятно заниматься йогой с прекрасными видами на море.


Ингрид и Бенжамину пришлось взять ипотечный кредит для покупки этого купола. Было не легко убедить кредитный банк в том что проект будет удачным.
Проценты по ипотеке в Норвегии маленькие. Но по договору расплачиваться они будут 20 лет. 
Внутри купола после его монтажа, семья самостоятельно начала строить саманный дом. Это обычный тяжёлый саман. Не такой лёгкий саман как у меня.
Глину возили с другой стороны острова. Я удивился что они ее вообще нашли в Норвегии. Здесь почти везде скальный и песчаный грунт. Солому покупали  местных фермеров. Качество соломы здесь не важно поэтому брали любую.
Основные опорные элементы собраны из толстых бревен. 
То есть дом не чисто саманный, а каркасно саманный.
Сначала был возведён мощный каркас из бревен. А потом промежутки между столбами были заложены саманом. Окна вмонтированы прямо в саман.
Конструкция самого дома совершенно не стандартная. Бенжамин все это делал по книге в которой описаны основные принципы экономии и эргономики домов.
Поэтому форма дома получилась не правильная и не привычная. Но при этом формы округлые и удобно приятные.
Дом выполнен с учётом принципом эффективного сохранения и накопления тепла. Самые массивные саманные стены стоят с южной стороны и окна на этой стене маленькие просто для освещения,но не для видов. А большие окна смотрят на северные части. Таким образом самые мощные солнечные лучи освещают и нагревают стены с юга. Я говорю самые мощные лучи потому что там летом солнце и с севера светит, но конечно лучи его уже не греют. Но зато летом длина полезного света солнца в тех широтах больше чем в средних широтах.
Меня удивило что каркас собран из бревен так что вертикальные бревна на которые опираются балки второго и третьего этажа по диаметру меньше чем сами балки раза в два. То есть толстые балки перекрытия опираются на тонкие вертикальные опоры. Но так как опоры надёжно вмонтированы в мощные саманные стены и кое-где были видны укосины удерживающие опоры вертикально, то я успокоился по поводу надёжности такой конструкции. Для меня это было открытие. Ведь таким образом можно сэкономить на опорных брёвнах. Толстые бревна стоят дороже.
На южной стороне дома под куполом установлен плоский солнечный коллектор который греет воду. По словам Бенжамина коллектор значительно экономит энергию для подогрева воды для душа.
Сам дом имеет три этажа. На первом этаже кухня переходящая в большой зал для гостей. Одна спальня и туалет совмещённый с душем. На втором этаже куча детских комнат. Второй этаж меньше по площади чем первый.
На третьем сделана большая площадка из палубной доски и там занимаются йогой и устраивают разные концерты.
Можно считать что третий этаж это крыша саманного дома, то так как он под куполом, то можно считать это третьим этажом.
Канализационная система расположена в подвале и состоит из нескольких бластиковых бочек с герметичными крышками. Это обычный переливной септик. Необычным является только то что туда добавлены специальные бактерии которые быстро все перерабатывают. Тут же около бочек собрана система насосов и обратных клапанов. Отстроенная и практически без запаха вода подаётся в капиллярную систему орошения сада, который находится под куполом.
Затем не усвоенная или выделенная растениями вода стекает снова в первый бак септика где смешивается с пришедшей из туалета и душа.
И цикл повторяется снова. Дело в том что такая вода полезна для растений, и.к. в ней много микроэлементов.
Но остатки воды все равно остаются и они стекают в дренажный колодец. Он расположен в 50 метрах от дома вниз по склону.
Вода туда стекает практически чистая.
Нужно ещё отметить что хозяева веганы и поэтому стоки у них соответствующие. Мне кажется что бактерии которые живут внутри веганов довольно сильно отличаются от бактерий людей которые едят не только растительную пищу.
Возможно поэтому стоки и быстро очищаются и не пахнут.
Теперь про сад.
Под куполом растут деревья кусты и прочие огородные растения.
Там растут несколько яблонь, вишни, сливы, виноград, и даже кусты киви растут.
Там же в переносных лотках растут помидоры. Огурцы и перцы растут прямо в грунте. Хотя грунтом это назвать сложно.
Видимо самым нижним слоем в огороде уложен какой-то водонепроницаемый материал ,который не могу пробуравить не большие расстояния и уложен он глубоко от поверхности. Дальше идёт слой песка в котором уложены трубы для подземного полива.затем вероятно уложен какой-то разделяющий материал, а поверх него уложен мелкий керамзит серого цвета. Это твердые но лёгкие шарики. Бенжамин сказал мне что это для того чтобы удерживать тепло в грунте.
Весь сад расположен на южной стороне есть немного расстений с востока и запада.
Когда я был в куполе (это было 1-3 июня), на яблоньках были уже зеленые яблочки примерно по 20-30 мм в диаметре. Я спросил а когда же они успели отцвести? Бенжамин ответил мне, что яблони цвели в апреле. а опылили их шмели, которые проснулись , они живут тут же под куполом. А когда шмели не успевают или когда из мало, то хозяева берут кисточку и опылают цветочки сами.
Яблоки спелые снимать они будут уже  в первой половине июля. В тоже самое время (1 июня) за куполом стоят точно такие же яблони на них только завязываются почки с цветочками, то есть яблони еще не цвели. Но вот второй урожай под куполом получить не получается.







В куполе от всего что в нем происходит естественным образом накапливается влага. Поэтому его приходится проветривать периодически.
Для этого Бенжамин собрал из компонентом систему управления открыванием створок на верхней части купола. На самом верху у них стоят двигатели которые открывают форточками.
И управлять это у них с компьютера.
У Бенжамина в программе была какая-то ошибка и мотор не мог остановиться и то открывал то закрывал форточки.
Мы сели с ним разбираться. Оказалось это была проблема самих моторов. Т.к. температура не может так быстро меняться чтоб создавать такую частоту включения двигателей.
В доме конечно есть и печь для отопления. Правда печь как и в большинстве домов в Норвегии не большая зато чугунная с красивым литьём и огнеупорными стеклами. Почти все печи в Норвегии литые с красивыми узорами и завитушками. И эта была не исключение.
Ингрид часто пользуется печью чтобы выпекать всякие вкусности.
А печь есть для кого.  У Ингрид и Бенжамина четверо своих детей, самому маленькому около полугода было когда я был у них в гостях. Кроме того как и влюбой деревне дети окружающих домов периодически кучкуются то в одном доме то в другом. Вот и здесь периодически устраивается детский сад. Ну и у Ингрид есть сестра у которой тоже есть дети. В общем здесь весьма детское место. Здесь всегда весело и шумно.
Дети как и везде в Норвегии весьма закаленные. В то время когда я ходил в кофте и куртке и кутался от мерзкого сырого ветра ребятишки бегали в тоненьких свитерах без головных уборов.
Самого маленького Ингрид несколько раз в день выносила на улицу и оставляла его на ветру в одних подгузниках. Но судя по эмоциональному состоянию малыша, ему не было как то не уютно или страшно.
Но конечно малыша оставляли лишь минут на пять не больше.
Очень большое внимание норвежцы уделяют закаливанию подрастающего поколения.
Здесь на улице стоит переносной батут и ребятишки часто играю на батуте.

Чем занимался я здесь?


Я конечно же сразу кинулся помогать везде где мог помочь.
Сначала я возил песок с пляжа на грядку, которую Ингрид и Бенжамином соорудили перед домом.
Потом помогал возить конский навоз из конюшни, где семья помогает следить за лошадьми.
Постригал траву по всему участку.
Дело в том что каждое лето к Ингрид и Бенжамину съезжаются люди на семинары и экскурсии. Они часто живут просто в палатках на участке.
Помогал Бенжамину делать винтовую лестницу из подвала на перый этаж. Здесь я увидел как Бенжамин ловко орудует вибро мультиинструментом и как расчитывает расположение ступенек. В общем приобрел как всегда бесценный опыт.




Кроме ньюансов стройки, а так же увидел как готовят веганы еду на всю эту толпу ребятишек  и конечно сам попробовал местных блюд и остался очень доволен, т.к. все было очень вкусным.
Я так же угостил семью борщем, который я изготовил из сушеных овощей и круп, который у меня были. Хозяева были очень рады когда я оставил им часть свои круп. Мое путешествие заканчивалось и я поэтому я избавлялся от всего лишнего.

Как я уже говорил у родственников семьи Naturhuset тоже купольный дом.
И я конечно посетил и их тоже. Муж сестры Ингрид  - Оле-Мартин работает врачем и не особо разбирается в строительстве, поэтому они просто заказали дом в фирме.
Фирма построила им все по правилам, и в конце строительства провели все неоходимый проверки, например на герметичность. Они закрыли все окна в дверь смонтировали вентилятор и нагоняли воздух и контролировали какое давление установится в доме.
Единственная вещь которую хозяева сделали в доме это стенка из самана вокруг камина и которая разделяет комнаты.


Купол Сандры и Оле-Мартина - родственников Ингрид и Бенджамина. Сандра родная сестра Ингрид.


там где у меня сделан "фонарь" для сбора света в зимний период, здесь сделана комната для отдыха и наслаждения видами.



Самое удивительное что я увидел в этом доме это то что они называли woodwool а по нашему это типа эковата. Так вот у нас это делается из бумаги, которую измельчают и перемешивают с бурой и борной кислотой. А у них так же измельчают опилки и древесные щепки и выглядить это все очень приятно светлокоричневая вата. Она так же перемешана с противогрибковыми препаратами и противогорючими материалами. Но запах от нее идет имеет деревянный, смолистый.
А еще одной замечательной особенностью этого дома была смотровая площадка на самом верху купола, там где у меня расположены окна для верхнего света, там у них сделан куполок куда можно забраться усесться в кресло с чашкой чая и медитировать на виды вокруг дома. Открывается вид на огромную скалу  - достопримечательность острова.

Когда у меня появлялось свободное время, я бродил по окресным лесам и по побережью океана.
в дали между скалами виднелся город Будё. иногда было видно как взлетают самолеты.











В лесу, который прямо на участке Ингрид и Бенжамина, я нашел норы каких то хищников, т.к. рядом валялись какие кости. Говорят там живут лисы. Но когда я там гулял я никого там не встретил.
Вообще удивительно как быстро меняется состояние, стоит только чуть углубиться в лес как ты попадаешь в густой сказочный лес.

Оказывается весь этот белый песок на пляже это измельченные панцири ракушек. Я сам убедился в этом когда копался в песке  - там огромно количество ракушек очень разобразных форм и цвета. Да, да они все разноцветные. И синие и зеленые попадались и оранжевые и бордовые и черные с оранжевыми точками и фиолетовые, очень разные... там можно бродить часами. К сожалению самые крепкие это просто белые, но возможно просто они омыты океанскими волнами и пожтому верхний цветной слой с них стерт.
Остальные ракушки очень тонкие и ломкие. Они очень легrо ломаются и крошатся именно поэтому тут все усыпано мелкими крошками ракушек, от этого и образовался этот белоснежный песок среди черных скал северных островов.
Загадка белого песка разгадана!

Вечерам я работал в интернете, связь здесь очень хорошая,  траффика у меня оставалось еще много и я спокойно заливал фотки и видео в на сервера-хранилища.
ночью конечно же тут было светло как днем. Но всеже активность уменьшалась  и поэтому из леса выходили дикие звери . Очень много лосей живущих в окресных лесах выходят ночью чтобы полакомится подрастающими побегами . Это удобно делать им стоя на участке и поедая приграничные с участком кусты.




Нагостившись вдоволь разузнав множество особенностей ведения хозяйства за полярным кругом, я решил возвращаться в Буде. 
Недалеко от дома купола я вышел на трассу и через некоторое время меня подобрала пожилая женщина. Пока мы ехали до Салтсреумина она рассказывала мне про местные достопримечательности. Про то на какие вершины здесь есть народные тропы. Где есть пещеры с ледниками и прочее.
Довольно быстро мы добрались до Салтсреумина, где я ещё раз встретился с Олавом, неугомонным рыбаком. Естественно он уже знал всех на берегу.
Пробыл я тут не больше часа и , очередной раз попрощавшись с Олавом я поехал в Буде.

Вот такие удивительные люди творят удивительные вещи. И дети с раннего детства впитывают всю эту сказку в свое сознание.

<<< Предыдущая серия        Следующая серия >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий